Предпосылки развития дистанционного обучения

Девтерова Зурета Руслановна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков факультета информационных систем в экономике и юриспруденции Майкопского государственного технологического университета.

Совершенствование технологий обучения занимает одно из приоритетных мест среди многочисленных новых направлений развития образования, привлекающих в последние два-три десятилетия особое внимание исследователей проблем высшей школы. Одним из ведущих направлений реформирования учебного процесса выступает информатизация образования, основанная на творческом внедрении современных информационных технологий обучения.
Глобальные компьютерные сети, Интернет активно используются в качестве наиболее быстрого способа коммуникации и получения необходимой информации. Во всем мире идет активное включение информационных технологий в учебный процесс. Возникли концепции «открытого» обучения, непрерывного образования. Этому во многом способствовали достижения в области информационных технологий, которые позволяют по-новому организовать образовательный процесс и, в частности, развивать такие системы, которые могли бы легко и адекватно реагировать на изменения в обществе [1].
В порядке краткой историко-терминологической справки следует отметить, что термин «дистанционное образование» был впервые использован Университетом штата Висконсин в каталоге заочных (корреспондентских курсов) 1892 года и имеет американское происхождение. Примерно до середины 70-х - начала 80-х годов термин «дистанционное образование» использовался исключительно как синоним терминов «корреспондентское обучение», «домашнее обучение» (home study), «независимое обучение (independent study) или как их обобщающий эквивалент – и так же, как эти термины, переводился на русский язык словосочетанием «заочное обучение», будучи довольно точным англо-американоязычным аналогом этого русского термина. В последующие годы, оставаясь обобщающим наименованием всех форм заочного обучения (включая ту форму, которую придал заочному обучению Открытый Университет Великобритании), термин «дистанционное образование» приобрел второе значение, отражающее применение в образовании телекоммуникационных технологий [2].
Под дистанционным обучением следует понимать комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения на любом расстоянии от образовательных учреждений с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на телекоммуникационных средствах обмена учебной информацией (спутниковое телевидение, радиотелефония, Интернет-технологии и т.п.).
Дистанционные технологии обучения можно рассматривать как естественный этап эволюции традиционной системы образования: от доски с мелом до электронной доски и компьютерных обучающих систем, от книжной библиотеки до электронной, от обычной аудитории до виртуальной аудитории любого масштаба.
Высшей целью создания и развития системы дистанционного обучения является предоставление студентам, гражданским и военным специалистам, самым широким кругам населения, проживающим в любых регионах, равных образовательных возможностей, а также повышение уровня образования за счет более активного использования научного и учебного потенциала ведущих университетов и академий, лидирующих отраслевых центров подготовки кадров и других образовательных учреждений.
Система дистанционного обучения позволяет получить как базовое, так и дополнительное образование по месту основной работы обучающегося. Такая система обучения обеспечивает гибкость в выборе места и времени обучения, возможность обучаться без отрыва от своей основной деятельности, доступность обучения живущим в отдаленной местности, возможность выбора для изучения любых дисциплин, в том числе тех, которые являются уникальными или преподаются особо выдающимися личностями. Дистанционное обучение предполагает использование практически любых баз данных и библиотек, тем самым, обеспечивая доступ ко многим источникам информации, находящимся в сети Интернет. Обучающийся обретает уверенность и испытывает положительные эмоции от возможности пользоваться современными достижениями техники и обширными информационными ресурсами [4].
Дистанционный метод получения образования появился довольно давно, в 1836 году, когда в Великобритании был основан Лондонский университет. Студентам, обучавшимся в аккредитованных учебных заведениях, было разрешено сдавать экзамены, проводимые университетом. Такие экзамены стали открытыми для кандидатов со всего света вне зависимости от того, где и каким образом они получали образование. Это привело к возникновению ряда колледжей, предлагавших курсы обучения по почте в соответствии с университетской программой.
 В 1840 г. Исаак Питман посредством почтовых отправлений начал обучать стенографии студентов в Великобритании, став, таким образом, родоначальником первого дистанционного образовательного курса. В 50-е годы XIX в. в Германии Густав Лангеншайдт опубликовал свои «обучающие письма» в качестве самоучителя по изучению языка для взрослых.
В Америке в 70-е годы XIX в. также были предприняты шаги по организации дистанционного обучения. Так, в 1873 г. Анна Элиот Тикнор создала систему обучения по почте для женщин под названием «Общество Тикнор», взяв за основу английскую программу «Общество поддержки домашнего обучения». А в 1874 году программу обучения по почте предложил университет штата Иллинойс. Вильям Рейни Харпер, считающийся в США «отцом обучения по почте», в 1892 году учредил первое университетское от­деление дистанционного обучения в Университете Чикаго. А в 1906 году преподавание по почте было введено в Университете штата Висконсин.
Вскоре дистанционное обучение появилось в Австралии. В 1911 году, начали свою работу курсы вузовского уровня в Квинслендском университете. В 1914 году было организовано обучение по почте по программе начальной школы детей, живущих в отдалении от обычных школ. Студенты педагогического колледжа в Мельбурне проводили свои уроки, используя почту. Подобная практика вскоре распространилась на средние школы и технические училища. Аналогичные системы для школьников стали использоваться в Канаде и Новой Зеландии. В 1938 г. в Виктории (Британская Колумбия, Канада) состоялся первый съезд Международного совета по образованию по почте.
Серьезный качественный скачок произошел в России в конце 20-х годов ХХ века, когда начавшаяся индустриализация страны потребовала подготовки большего числа квалифицированных специалистов. С этой задачей не могли справиться существовавшие учебные заведения традиционного типа, кроме того, невозможно было выключить из производственного процесса наиболее квалифицированные кадры. В Советском Союзе была разработана особая, консультационная модель дистанционного образования (заочное обучение). Система заочного образования была введена в 1927 году соответствующим постановлением правительства и сыграла огромную роль в подготовке кадров высшей квалификации. Уже к 60-м годам XX века в СССР имелись 11 заочных университетов и множество заочных факультетов в традиционных высших учебных заведениях. После Второй мировой войны примеру СССР последовали некоторые страны Центральной и Восточной Европы [5].
Во Франции в 1939 году для обучения по почте детей, лишенных возможности посещать школу, был создан Государственный центр дистанционного обучения CNED. В настоящее время этот центр стал крупнейшим учебным заведением дистанционного образования в Европе.
История дистанционного образования имеет советские корни. В ходе контактов между странами бывшей антигитлеровской коалиции, британских ученых заинтересовал советский опыт организации заочного образования. В Британии было принято решение о формировании подобной системы образования. Правительство Великобритании выделило под этот проект значительные средства. Были разработаны учебные планы, программы, учебно-методические пособия и образовательные технологии.
Проект первого в мире университета дистанционного образования Open University взял под личный контроль премьер-министр Харольд Уилсон. Открытый университет учредила сама королева, а канцлером (ректором) назначили спикера палаты общин. Было сделано все, чтобы университет стал одновременно и массовым, и престижным.
На этой основе начал функционировать Открытый Университет Великобритании (1969 г.), который до сих пор является одним из мировых лидеров в этой области. Открытый Университет Великобритании (Open University) был назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия необходимости часто посещать аудиторные занятия. Сегодня размах деятельности этого высшего учебного заведения поистине впечатляет: 200 тыс. студентов из разных стран обучаются бизнесу, искусству, гуманитарным и инженерным наукам, информационным технологиям.
Внедрив у себя советские идеи, англичане поначалу запрещали иностранцам учиться по этой системе, принимая заявления на обучение только от граждан Соединенного Королевства. Прошло несколько лет, и, не увидев возмущенных протестов и исков со стороны Советского Союза, англичане начали принимать заявления на дистанционную форму обучения и от иностранцев.
Учебные заведения, ведущие обучение на расстоянии, появились в ряде стран преимущественно Европы и Азии. Среди них университеты в Испании (открыт в 1972 г.), Пакистане (1974), Таиланде (1978), Корее (1982), Индонезии (1984), Индии (1985), Нидерландах (1985).
В Китае взамен закрытых в период культурной революции традиционных высших учебных заведений в 1979 г. была создана Национальная сеть радио - и телевизионных университетов. Обуче­ние здесь организовано с использованием спутникового вещания и телевизионных университетов в провинции.
По образцу британского Открытого университета были созда­ны открытые университеты в Канаде, Австрии, Испании, Пакистане, Индии, Израиле, Турции и Нидерландах, однако попытка перенести опыт Великобритании на американскую почву провалилась. В конце 2000 г. Открытый университет США был закрыт из-за отсутствия аккредитации и неспособности добиться права на получение финансовой помощи для студентов из государственных источников [3].
Провал Открытого университета США и успех Открытого университета Великобритании, который сейчас является самым крупным вузом на территории страны, иллюстрирует одну интересную особенность в истории дистанционного обучения – распространению дистанционных программ, как правило, предшествует не частная инициатива, а социальный заказ.
История обучения по почте наглядно показывает наличие ряда устойчивых характеристик данной формы обучения. Дистанционное обучение предоставляет весь спектр уровней подготовки от начального до высшего образования. Оно направлено на людей разных возрастов: от маленьких детей до людей солидного возраста. Применяемые методы не менее разнообразны и включают переписку, использование печатной продукции, радио и телевидение, практические семинары и открытые экзамены. Системы дистанционного образования организованы как в развитых, так и развивающихся странах, как в больших, так и маленьких государствах, демонстрируя свою гибкость и разнообразие форм.
За последние годы в системах образования развитых стран произошли существенные структурные изменения, обусловленные всесторонним воздействием научно-технического прогресса на жизнедеятельность общества. В настоящее время за рубежом происходит колоссальная трансформация системы образования в связи с внедрением новых технологий и информатизацией общества. Прежде всего, это выражается в том, что многие традиционные учебные программы становятся доступными и по технологиям дистанционного обучения.
Дистанционное образование успешно справилось с социальным заказом на дипломированных специалистов. Однако не устраняется образовательное неравенство, связанное с самым главным барьером – экономическим. Неравенство шансов получить образование становится менее заметным, но отнюдь не исчезает полностью. Вовлечение как можно большего числа граждан страны в образовательный процесс – лишь один компонент социального заказа на дистанционное образование. Другие его аспекты становятся заметными при анализе процессов интернационализации.
Главная предпосылка развития системы дистанционного обучения состоит в его интеграционной способности. Сегодня невозможно сосредоточить в каждом учебном заведении все мировые информационные ресурсы, накопленные человечеством в научном образовательном пространстве. Поэтому задача состоит в том, чтобы из каждой географической точки планеты, где организован процесс обучения, дистанционно (с помощью телекоммуникаций) обеспечить доступ к информационным ресурсам, расположенным в любой другой географической точке.
Дистанционное обучение сильно прогрессирует во всем мире. И одна из причин – это непрерывно растущие технологические потребности общества. Объем знаний, необходимых для выпускников технических вузов, в настоящее время удваивается каждые три-четыре года, в то время как в первой половине XX в. этот период составлял более 30 лет, и полученного в институте багажа знаний практически хватало до пенсионного возраста. Поэтому если не менять образовательных технологий, то существенно снижается качество подготовки специалистов. По этой причине в развитых странах вкладываются огромные средства на технологическое развитие образовательной среды в университетах, так как усвоение знаний студентами с помощью новых технологий происходит на 40-60 % быстрее, чем по обычным системам обучения, и, самое главное, прививает навыки к обучению во время последующей производственной деятельности.
Развитие системы дистанционного обучения, основанной на современных технологических достижениях с высокой степенью охвата и дальнодействия, является актуальным для России. Потенциальный рынок сбыта услуг дистанционного образования за пределами Российской Федерации велик. В первую очередь, речь идет о странах СНГ. Можно предположить, что построение единого русскоязычного образовательного пространства на территории всего бывшего СССР – это не утопия, а перспективная политическая задача дистанционного образования. Это должно способствовать укреплению международных позиций России, поскольку под воздействием научно-технического прогресса образование становится инструментом взаимопроникновения не только знаний и технологий, но и капитала, инструментом борьбы за рынки сбыта, решения геополитических задач. 
Становление дистанционного образования и дистанционного обучения как новой и эффективной технологии в сфере образования находится в России на стадии интенсивного, но сложного развития. Подтверждением этого является наличие большого числа различных подходов и программ дистанционного образования, разнообразие форм и методов дистанционного обучения, разночтение в базовых понятиях. Механизмы обобщения, интеграции лучшего опыта, возможности конструктивного преодоления противоречий, формирования идеологии и концептуальных подходов развития дистанционного обучения все еще четко не определены. Причина тому – недостаточная согласованность вузов и организаций в этой сфере, отсутствие единой системы дистанционного обучения. Сдерживающим фактором широкого внедрения дистанционного обучения являются отсутствие необходимого бюджетного финансирования вузов, недостаточная их финансовая поддержка со стороны администраций субъектов Российской Федерации и заинтересованных предприятий и организаций.

Литература

1. Андреев А. А. Введение в Интернет-образование. Учебное пособие. – М.: Логос, 2003. - 76 с.
2. Густырь А. В. К определению терминологического стандарта открытого и дистанционного образования // Проблемы нормативно-правового обеспечения открытого образования. Материалы конференции. - М.: МЭСИ, 2001. - 450 с.
3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. выcш. пед. учеб. заведений / И. Н. Андреева, Т. С. Буторина, З. И. Васильева и др.; Под ред. З. И. Васильевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 414 с.
4. Москалюк А. И. Образование в Интернете: с чего начать? //Мир Internet. - 2002/ - № 2.
5. Преподавание в сети Интернет: Учебное пособие / Отв. редактор В. И. Солдаткин. - М.: Высшая школа, 2003.- 792 с. 

Поступила в редакцию 28.05.2010 г.

Kaynak: 

Hiç yorum yok:

Yorum Gönder

En Popüler Yayınlar

Son 1 Yılın Popüler Yayınları