Бизнес-образование: от промышленной революции до перестройки


Sanayi devriminden perestroykaya kadar işletmecilik eğitimi

    Бизнес-образование: от промышленной революции до перестройки
    История бизнес-образования в России включает несколько этапов, при этом, несмотря на существующие стереотипы, такое образование появилось в нашей стране ещё в конце XIX в., одновременно с западными странами. Более того, во времена СССР традиция не прерывалась, просто вместо рыночной экономики студенты изучали управление делами предприятия. В целом, по словам экспертов, система российского бизнес-образования в историческом разрезе является уникальным феноменом, появление которого связано со становлением рыночной экономики в конце прошлого столетия.
    Основные предпосылки
    Как отмечают Е. С. Баразгова и Т. А. Жеребцова в своей монографии «Бизнес-образование в России: этапы развития», исторической особенностью коммерческого образования была связь с практикой хозяйствования. По сути, понятие управленческого образования всегда оказывалось тесно связано с индустриальной фазой развития рыночной экономики. Иными словами, управленческое образование подразумевало опору на теорию управления и связь с хозяйственной практикой. Российская система образования в XIX в. получила значимые стимулы развития: экстенсивные и интенсивные изменения в промышленности, переструктурирование экономики, научно-технический прогресс и внедрение его достижений, реформирование государственной политической системы и экономической политики, интеграция в мировой рынок. В складывающихся условиях закономерно сформировались потребности в образованных управленцах.
    В структуре системы высшего профессионального образования к тому времени уже произошли значительные количественные изменения: по статистическим данным, в России с 1836 по 1850 г. количество университетов резко увеличилось, что привело к росту числа студентов (с 2002 до 3018). В период с 1880 по 1891 г. их количество выросло с 8193 до 13 944 человек. Более того, процессы трансформации социально-классовой и сословной структуры дореволюционного общества привели к снятию формальных ограничений при поступлении в вузы. В связи с этим открылись новые возможности для представителей непривилегированных социальных слоёв, заинтересованных в получении востребованного рынком образования, в первую очередь разночинцев. Их социальное происхождение диктовало прагматический подход к содержанию образования и оценке возможностей его применения в дальнейшей жизни.
    Параллельно этому в России на фоне бурно развивающейся инфраструктуры капиталистической экономики обострилась потребность в высококвалифицированных специалистах, владеющих знаниями об организации промышленного дела, торговли, банковского и кооперативного сектора. Более того, усложняющаяся структура экономики потребовала изменения структуры высшего профессионального образования. В качестве реакции на требования времени в этот период стали активно развиваться политехнические инженерные вузы, ориентированные на профильную подготовку инженеров по узким специальностям. Параллельно этому в период с 1906 по 1912 г. были открыты 14 коммерческих учебных заведений, в которых обучалось примерно 5,5 тыс. человек. Именно в этих учебных заведениях начала складываться российская система бизнес-образования. Эти учебные учреждения с самого начала имели существенные отличительные признаки. Во-первых, в большинстве своём они имели частный статус и по ведомственной принадлежности подчинялись Министерству торговли и промышленности. Во-вторых, обучение студентов осуществлялось в двух направлениях: коммерция и экономика. В-третьих, в состав попечительских советов коммерческих училищ входили биржевые комитеты, купеческие общества, общества распространения коммерческих знаний, отдельные меценаты. По сути, речь шла о негосударственных вузах, но коммерческие вузы получили своё название по названию породившей их социально-экономической потребности – образование для ведения коммерции.
    В России с 1836 по 1850 г. количество университетов резко увеличилось, что привело к росту числа студентов (с 2002 до 3018).
    В период с 1880 по 1891 г. их количество выросло с 8193 до 13 944 человек.
    Показательно, что уже в XIX в. в функционировании коммерческого образования в дореволюционной России выстроилась система мониторинга и управления деятельностью коммерческих училищ со стороны бизнеса. Эту миссию взяли на себя общероссийские торгово-промышленные съезды. Так, во второй половине XIX в. состоялись три общероссийских торгово-промышленных съезда, участие в которых приняли учёные, руководители и специалисты промышленности. Первый Всероссийский съезд фабрикантов и заводчиков состоялся в Петербурге (1870 г.), второй – в Москве (1882 г.) и третий съезд – в Нижнем Новгороде (1896 г.). В том числе делегаты особо обсуждали проблему, в какой степени молодые люди, получившие образование в высших технических заведениях, удовлетворяют потребностям промышленности. Таким образом, не государство, а бизнес стал инициатором обсуждения проблемы качества технического и коммерческого образования в вузах.
    shutterstock 248478-600
    «Чтобы, не уменьшая объема теоретического образования в высших учебных заведениях и держа его постоянно на уровне последних успехов в науке и технике, были усилены практические занятия обучающихся в этих заведениях молодых людей, с требованием отчётливого исполнения поручаемых им работ <...>, приучая их систематически к практическим занятиям», – говорилось в резолюции съезда. Так, в повестку дня Второго торгово-промышленного съезда в июле 1882 г. были вновь включены различные вопросы, в том числе и о соответствии профессионального образования требованиям промышленности: удовлетворяют ли знания выпускников вузов требованиям промышленности и как установить более тесную связь между выпускниками учебных заведений и фабрикантами и заводчиками. В частности, инженер С. А. Назаров прямо на съезде прочитал лекцию о привлечении практиков к чтению лекций и спецкурсов, что было признано в резолюции съезда «полезным, чтобы в высших учебных заведениях, кроме чтений профессоров, люди-практики давали некоторые дополнительные сведения».
    В ногу со временем
    В июне 1912 г. по инициативе Министерства торговли и промышленности был принят закон о высшем коммерческом образовании, в обсуждении которого активное участие принимали представители деловых кругов. Этим нормативным актом государство признавало завершённость первого этапа становления системы, потребность в развитии которой диктовали законы развития рыночной экономики. Согласно этому документу, регламентировались правила поступления в коммерческие вузы. В частности, они отличались меньшим числом формальных требований по сравнению с государственными университетами. Таким образом, закон определил место коммерческих вузов в структуре высшего профессионального образования: оно по всем критериям было ниже того, которое признавалось за вузами, готовящими кадры для государственной службы.
    RIAN 00027805.HR.ru-250
    1911 г. Ученик Петербургского коммерческого училища (слева) и ученик частной гимназии (справа)
    В целом в России бизнес-образование появилось примерно в то же время, что и за границей. В частности, в американской традиции бизнес-образование зародилось в 1881 г. в Университете Пенсильвании, где благодаря усилиям бизнесмена Джозефа Уортона была организована программа по коммерции для бакалавров. В свою очередь, Дартмутский колледж был первым учебным заведением, предложившим степень магистра в бизнесе. Это произошло в 1900 г., когда нескольким студентам было позволено продлить учёбу на дополнительный год. Примеру Дартмута последовал Гарвардский университет, организовав в 1908 г. первую программу под названием Master of Business Administration, которую вскоре в кабинете ректора обозвали «безобразным ярлыком». В свою очередь, американская ассоциация университетских школ бизнеса была основана в 1916 г. Причём основной стимул для развития бизнес-образования на базе университетов исходил от учёных – экономистов, психологов, социологов и политологов, большинству из которых недоставало практических знаний в области бизнеса и у которых на самом деле почти не было связей с бизнесменами.
    В Гарварде большей частью предпочитали лекционный метод, за исключением курса торгового права, на котором использовались примеры, взятые из решений публичного суда. Постепенно использование примеров получило широкое распространение, и, по наблюдениям, именно оно обеспечило расцвет методу ситуационного анализа, или разбора учебного примера – методу «кейсов». В Гарварде как обязательный курс метод ситуационного анализа появился в программе MBA второго года обучения под названием «Искусство ведения бизнеса» и вошёл в учебный план в 1912 г. На него были приглашены владельцы собственного бизнеса с целью представить и обсудить «проблему из собственной практики».
    С 1906 по 1912 г. были открыты 14 коммерческих учебных заведений, в которых обучалось примерно 5,5 тыс. человек.
    Именно в этих учебных заведениях начала складываться российская система бизнес-образования.
    Сохранить традиции
    Как ни странно, революция 1917 г. дала новый толчок развитию бизнес-образования в России. Несмотря на исчезновение понятия частной собственности, бизнес-образование изменилось в сторону управления делами предприятий. Для этого были созданы новые центры: научная организация труда (НОТ), Центральный институт труда (ЦИТ), а также регулярно проводились всероссийские научные конференции и издавались научные периодические журналы. Институты НОТ в 1920-е гг. имели одинаковую историю появления: большинство этих организаций было создано при отраслевых ведомственных государственных объединениях. Таким образом, бизнес-образование трансформировалось в теорию управления, а также в разные её направления: управление всем народным хозяйством, государственным учреждением, отдельным предприятием.
    Советская наука управления 20-х гг. ХХ в. была, по сути, модернизационной, отвечающей реальным потребностям экономики и промышленности, испытывавшим на себе влияние научно-технического прогресса. Хотя уничтожение крупной частной собственности фактически означало конец эпохи коммерции, осталась функция управления предприятиями, ставшими государственной собственностью. В начале и середине 1920-х гг., когда активная индустриализация ещё не проводилась, управление в России пережило ренессанс, но с 1928 г., когда потребность в научном менеджменте должна была возрасти вместе с ростом промышленности, на самом деле в теории и практике управления явно обозначились кризисные тенденции, которые были вызваны не столько прагматическими, сколько политическими причинами. В 1920-х гг. распределительная экономика не нуждалась в управленцах рыночного типа, и поэтому большинство вузов перестраивалось в сторону чисто инженерных дисциплин, сведя экономические и управленческие предметы до минимума.
    shutterstock 33557029-600
    В американской традиции бизнес-образование зародилось в 1881 г. в Университете Пенсильвании, где благодаря усилиям бизнесмена Джозефа Уортона была организована программа по коммерции для бакалавров.
    RIAN 00051716.HR.ru-250
    1932 г. Студенты Промышленной академии проводят опыты на занятиях 
    по химии
    В 1927 г. в СССР появились промышленные академии, в которых готовились кадры высшей квалификации для народного хозяйства. К 1932 г. их количество увеличилось до 23, а к началу 1950-х гг. насчитывалась уже 31 академия по отраслям народного хозяйства, например горного дела, химии, транспорта и т.д. В частности, академии обеспечивали профессиональное «послеопытное» образование более чем для 2 тыс. человек, имевших практический опыт и способности к руководству производством. Это обучение можно было считать аналогом послевузовской подготовки менеджеров общего характера, а также функциональных руководителей с довольно узкой специализацией, с сильным акцентом на решение проблем конкретных отраслей экономики и с ограниченной, собственно, управленческой подготовкой.
    «Взлёт отечественной науки управления в 20-е годы сменился падением в 30–50-е годы <...>, прежнее разнообразие методологических подходов к анализу организационно-управленческой проблематики стремительно таяло. Абсолютно все рассмотренные выше течения и научные школы, за исключением разве что зарубежья, были разгромлены, а лучшие отечественные обвинены во "вредительстве" и репрессированы», – писал профессор Э. Корицкий.
    Во второй половине ХХ в. подготовка и переподготовка политических руководителей страны заняла значимое положение, развитие которого регулировалось государством через законы, реформы образования и постановления. При этом в учебных планах партийных школ преобладали курсы по партийному строительству: около 41 % от общего объёма программ; доля исторических дисциплин составляла примерно 31 %, доля занятий по руководству отраслями народного хозяйства не превышала 19 %. Изменение произошло на XX съезде КПСС, когда Никита Хрущёв отдельно заявил, что партийные вузы готовят людей, «сплошь и рядом не знающих основ конкретной экономики», потребовав решительной перестройки системы партийного обучения. Это заявление привело к кардинальному изменению структуры учебных планов партийных школ, которые перешли на четырёхгодичный цикл обучения, доля исторических дисциплин уменьшилась до 18,1 %, а экономический цикл вырос до 53,5 % учебного времени. Остальная доля учебных планов была представлена новыми предметами, такими как экономика, организация и планирование предприятий, энергетическая база промышленности, финансы и кредит и т.д.
    В 1927 г. в СССР появились промышленные академии, в которых готовились кадры высшей квалификации для народного хозяйства.
    После отставки Хрущёва снова произошёл разворот от экономического образования к политическому. Количество специалистов, имеющих инженерное образование, намного превышало количество специалистов, имеющих экономическое образование. Постановлением ЦК КПСС и СМ СССР от 13 марта 1987 г. № 325 «О мерах по коренному улучшению качества подготовки и использования специалистов с высшим образованием в народном хозяйстве» были определены главные направления развития профессионального образования. В частности, в документе был определён переход к подготовке специалистов широкого профиля на основе сочетания фундаментальных общенаучных, общепрофессиональных знаний и направленной практической подготовки. Примечательно, что требования к слушателям Высшей партийной школы и к современным слушателям МБА во многом совпали: наличие профессионального опыта, рекомендации предприятия и т. д. Советское высшее партийное образование, по мнению экспертов, являлось по своей сути ответом на реальную потребность в профессиональном управлении в производстве, основанном на достижениях научно-технической революции. Поэтому неслучайно после перестройки произошёл мягкий переток управленческих партийных кадров в бизнес. Хотя советский этап бизнес-образования полностью отрицал предшествующую дореволюционную историю, в переходный период от советского строя к российской рыночной экономике основная часть руководителей высших партийных органов пришла в бизнес. В мировой практике модель бизнес-образования уже сформировалась, определив и развивая необходимые для её эффективного функционирования элементы, такие как требования к слушателям и преподавателям, структуры учебных программ и их содержание, корпоративная поддержка и т.д. – все эти элементы бизнес-образования, по сути, сформировались ещё в советский период.

    http://businessofrussia.com/oct-2014/businesssociety/item/869-biz-edu.html kaynağından alınmıştır

    Hiç yorum yok:

    Yorum Gönder

    En Popüler Yayınlar

    Öne Çıkan Yayın

    4. Uluslararası Dijital İşletme, Yönetim ve İktisat Kongresi | 4rd International Congress on Digital Business, Management & Economics | 20-22 Eylül 2024

    4. Uluslararası Dijital İşletme, Yönetim ve İktisat Kongresi | 4rd International Congress on Digital Business, Management & Economics | ...


    "Başkalarının yoluna taş koyacağımıza, taş üstüne taş koyalım..."